logo

ЖД вокзал Брянска

Расписание поездов

Яндекс.Погода

Земля трубчевская

 

 


Главная
Часть четвертая. Трубчевские «рубежи» и Трубецкие
Добавил(а) Геннадий Соболев   

Два трубчевских краеведа – В.А.Падин и В.П.Левенок, непримиримые антагонисты по многим вопросам Трубчевской истории, здесь имели общую версию происхождения названий города: Трубеж, Трубеч, Трубецк, Трубческ, Трубчевск, от корня «труба».
Версия: «Труба» - речной проток, рукотворный искусственный канал, углубление речного русла.
Версия вторая, смешная: «От боевой трубы взял своё имя древний город». Эту мы, конечно, сразу оставим в стороне, а обратимся к первой, правдоподобной. Тем не менее, очень бы хотелось посмотреть на местности, где находится эта самая «труба», кто исследовал, когда, какие доказательства? Покажите…

Трубчевск на рубеже тысячелетий мог представлять собой, будучи пограничным, скорее укрепрайон, нежели светский город. Такие города в летописях числятся с населением около 1000 человек. Дружина, которую могли выставлять такие города, могла насчитывать немногие сотни человек. Трубчевские земляные валы, считающиеся историками в своих вершинах рукотворными, требовали участия в своём создании большого количества людей. Где же было взять ещё тысячи и тысячи «строителей пирамид» и соответствующие инструменты и приспособления, чтобы в незапамятные времена вторгаться в русло Десны. Мы на протяжении последних двух десятков лет являемся свидетелями беспомощного вмешательства наших строительных организаций со специальной техникой и миллионами рублей в один поворот Десны у пенькозавода. Полный крах инженерной мысли и памятник строительному бескультурью на левом берегу – вот результат цивилизации XX века! Полноводная Десна с весьма своенравным течением – это не весенний ручеёк, в котором дети пускают кораблики. Представляется логичным посмотреть на слово «Трубе́ж» под другим углом зрения. Кстати, «Трубеч» отличается от «Трубеж» лишь последней буквой. «Ж» легко превратить в «Ч», особенно в рукописи, лишь не дописав завитка.
Откуда же взялся этот самый «Трубеж»?
Ответ будем искать в Византийском периоде истории Трубчевска. Совершенно очевидно, что наш город имел, как минимум, торговые связи с Византией, так как местный музей хранит целые россыпи монет Византийской империи, арабских дирхем VII-IX вв. Да и своё 1000-летие город отметил благодаря монете императора Константина VII Багрянородного, найденного здесь. Название местного урочища «Рум», которое более не встречается на карте России, приводит нас к водному пути Десна-Днепр-Румское(Чёрное) море – море Византийской (по-славянски Румской) империи. По этому водному пути – «гречнику» - люди довольно быстро курсировали из черноморских земель через земли северян (Чернигов, Новгород-Северский, Трубчевск – их города) и далее по сухопутному водоразделу в Волжский бассейн и на восток, юго-восток, в степные земли.
Думается, не только торговля занимала их. Наши предки не могли не видеть в дальних юго-западных землях самых больших архитектурных сооружений – христианских храмов. Кого-то они влеки из любопытства, кто-то мог из язычника стать христианином. Известно, что и княгиня Ольга, она же святая Елена, изучала земли по Десне севернее Чернигова. Так или иначе, гораздо раньше официального крещения Руси Трубчевск узнал новую религию. Ещё в начале X века в местных могильниках находят не только большое количество крестиков, но и сами захоронения совершены по-христиански.
Взглянем на карту. Проведём мысленно взгляд от Киева на северо-восток, на Трубчевск-Трубеж. Трубеж - последний город в этом направлении, вошедший в первое русское государство Киевскую Русь. Некий православный рубеж или по-старому граница, за ним земли вятичей, нынешняя Орловщина. Они еще почти два века будут язычниками, убьют во Мценске просвятителя преп.Кукшу.
Как на картах, так и в реальности, границы православных земель отмечали крестами. Крест – своеобразный рубеж, что за ним?
Итак, наш город, являвшийся городом задолго до принятия христианства (чего стоит только антский клад VI века!) могли обозначать словом «Рубеж». Поставим перед ним, как и положено на границе христианской земли, крест. «†» и «рубеж» - вот вам и Трубеж, за ним – язычники, не вошедшие в Киевскую Русь, «не́руси». От них, из Дмитровского района Орловской области, притекает к нам речка, хранящая эту тайну в своём названии – Нерусса.
Не претендуя на истину в последней инстанции, много раз убеждаюсь в метафизическом значении этого «†рубежа» в нашей истории.
Когда проявляет себя Трубеж-Трубчевск?
Пролистаем летописи – 1185 год. Поход двух братьев – Н-Северского князя Игоря и Трубчевского и Курского князя Всеволода против язычников-половцев, рассказанный «Словом о полку Игореве».
1223 год – битва с татарами у стен пустыни – Чолнского монастыря. Уже взят Новгород-Северский, Стародуб, впереди Трубеж. Русскими войсками – киевлянами, черниговцами, смолянами командует юный Даниил Галицкий. Несколько дней и ночей (!) идёт битва. Видя перевес язычников, князь Даниил прибегает в пустыню и молится Господу и Матери Божией (предположительно Чолнской иконе). Свершается одно из первых чудес от Чолнской иконы. Татары побеждены, «при свете все смешались…», и захоронены здесь же, в ямах.
Этот же 1223 год, 31 мая. Битва при Калке. Трубчевский князь Святослав, сын вышеупомянутого Всеволода и курский князь Олег с конными дружинами принимают участие в отражении татарского вторжения. Невиданное до сих пор поражение русских. Многие князья гибнут. Наши остаются в живых. За это их города получают от неприятеля ярлык «злой город». Вспомним подробно описанную в летописях гибель Козельска. В этом же ряду уничтожение Курска и Трубчевска (около 1240), надолго исчезающих из летописей.
Здесь надо чуть остановиться и пояснить, что В.А.Падин считал появление Трубчевска следствием уничтожения половцами Кветуни (8 вёрст от Трубчевска по Десне вниз), якобы раненый, стареющий и вскоре умерший Всеволод (†1196, Чернигов) перенёс поселение на новое место. Не будем здесь доказывать несостоятельность рассыпающейся мгновенно данной версии, скажем, что это были два самостоятельно существовавших населённых пункта одного укрепрайона. Именно после татарского нашествия Кветунь останется не на материальном, а на метафизическом, духовном уровне, неким «трубчевским Китеж-градом», а Трубчевск станет чем-то вроде административного центра джучинов, закрепив на холме рядом с соборной горой Трубчевска название Джучино – Жучино. Одна из трубчевских деревень по Десне также с этих пор станет Манцурово (от «мансур» - татарин). Вот и ещё один «рубеж» – между русскими и татарами.
В это время Трубчевск теряет древний храм (нынешний Троицкий собор), построенный деревянным, переделанный в каменный черниговской артелью в конце XII в. (раскопки П.А.Раппопорта).
После почти 130 лет забвения город «оживает» в мае 1372 г. Друцкий князь Дмитрий принимает по мирному соглашению «под Любуцком» город Трубеч, называя его Трубецком, а себя великим князем Брянским, Трубецким и Стародубским (не Черниговским!). Кстати, букву «ж» в слове «Трубеж» человеку, пришедшему с литовско-белорусской стороны привычней прочитать «цк». В очередной раз взглянем на карту: Новогрудецк (бывшая столица Литвы), Витебск, Полоцк, Друцк, Слуцк, Смоленск, Трубчевск, Рыльск, Севск, Курск – какая полоса с одними и теми же последними буквами! А севернее и южнее этой полосы совсем другие названия.
Встречая у стен Трубчевска с женой Анной, сыновьями, боярами и служилыми людьми войско московское, которое возглавляли его шурин Владимир Андреевич Боровский и Серпуховской, двоюродный брат Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский и родной брат Андрей Ольгердович в 1372 г., Дмитрий приводит трубчевскую дружину (и дружину из Переяславля-Залесского, который получил от Дмитрия Донского в 1379 г.) к славе на Куликово поле (1380).
Здесь позволим себе одно предположение, вытекающее из общей логики описываемых событий. А именно – время создания нижнего храма Троицкого собора. Трубчевское предание, пересказанное нам Поршняковым, называет время его постройки – XIV-XV вв. Дмитрий Ольгердович, пришедший в Трубчевск в 1372 г., был очень набожным. Но вряд ли ему было, когда строить. Скорее, решение о воссоздании храма принимал именно он, а «прорабом перестройки» должен был бы стать его мирный сын Михаил Дмитриевич. Скорее всего, при нём на фундаментах домонгольского каменного храма Черниговской архитектурной школы был построен небольшой каменный храм, где сегодня покоятся Трубецкие, и который является «средней матрёшкой» в общей «большой матрёшке» Свято-Троицкого собора – рубежа между эпохами.
После гибели князя на Воркскле в 1399 г. Трубчевск становится до середины XVII в. очередным рубежом в многочисленных войнах Москвы и Польши. Много раз переходит из рук в руки.
Во времена сыновей выехавшего в Польшу Юрия Никитича (VIII поколение) - Петра и Александра (IX поколение), получивших Трубчевск на двоих после русско-польской войны 1632-1634 гг. и владевших Трубчевском с 1634 по 1644 (Пётр) и 1646 (Александр), в городе уничтожаются православные храмы.
Тогда же совершается ещё одно метафизическое «рубежное» событие. Православную икону Трубчевской Божией матери, имеющую характерные овальные клейма с русскими текстами, поляки-католики почитают, как свою. Совершается характерный в то время для католиков акт «коронования Богородицы», что хранит соответствующая запись в Ватикане, а на иконе появляются короны над головой Божией Матери и Предвечного Младенца. В европейском календаре на 2009 г. среди особо почитаемых католических икон упомянута и наша Трубчевская, явившая собой очередной «рубеж» между православием и католичеством.
Католики, руководимые дворянином Павлом Солтыком, строят над усыпальницей князей Трубецких деревянный костёл, действующий до освобождения города воеводой Еропкиным в 1646 г. и ещё один деревянный, который не успевают накрыть крышей и приспособить к богослужениям. Он превратится позже в Свято-Преображенский храм. 45 лет здесь будет находиться девичий монастырь. И Троицкий собор, и Преображенский храм – очередные трубчевские «рубежи» между католиками и православными.
В области культуры, в частности, народной музыки, танца, обычаев, обрядов соседние белорусские земли впитали и давно считают своими многие польские черты. В белорусской народной(!) музыке легко услышать ритмы мазурки, польки. В Трубчевске, за один - два суточных конных перехода от белорусской границы, такого влияния нет и в помине. И это после двух с половиной веков противостояния с Польшей!
Поляки не смогли «ополячить» древнерусский Трубчевск. Напротив, им самим пришлось преклониться перед Трубчевским изображением Божией Матери и принять его в число особо почитаемых.
В петровские времена через Трубчевск проходит засека, сыгравшая важную роль в изменении маршрута армии Карла XII, обеспечивает армию продовольствием перед Полтавским сражением.
Екатерина II, в жилах которой течёт и Трубчевская кровь Трубецких (Ивана Ивановича Бецкого), утверждает герб нашего города. На нём также изображён «рубеж» между военной защитой земли (Орёл на городской стене) и мирным трудом (три знаменитые груши-дули Трубчевского морозоустойчивого сорта, выведенного монахами Чолнского монастыря). В 1812 году Трубчевск вновь служит Отечеству, являясь крупнейшей из 3 продовольственных и имущественных баз снабжения армии М.И.Кутузова. В 1919 г. в очередной раз происходят метафизические события. Особо чтимую чудотворную икону Чолнской Божией Матери простреливает из револьвера атеист-военный комиссар. Так до сих пор с двумя пулевыми ранениями древнейшая чудотворная икона – живой РУБЕЖ между христианами и безбожниками.
1941 г. Под Трубчевском, за столько километров от западной границы СССР, происходит первое встречное танковое сражение армий Гудериана и Ерёменко с несколькими сотнями танков с обеих сторон. Немец остановлен на долгие недели. Гудериан с неудовольствием и досадой описывает эти события в своей книге «Воспоминания солдата». С Почепского - Пикуринского направления он так и не взял Трубчевск, который сражался с середины августа до 9 октября (бои в окружении под Трубчевском продлятся до 22 октября). Наши войска были вынуждены оставить город, так как уже были взяты Брянск, Севск, Карачев, Орёл, Новгород-Северский, кольцо вокруг уже почти сжалось, и немцы, осторожничая, вошли в него со стороны Погара, а «трубчевский котёл» сражался ещё до 22 октября.
В этих боях танкист Калашников, находясь на лечении в Трубчевском госпитале (теперь гимназия), придумал прообраз знаменитого автомата – оружия Победы. Перечисленные факты говорят сами за себя. Маленький, ничем не примечательный Трубчевск на протяжении многих веков «просыпается» в самые тяжёлые для страны и народа моменты, изо всех сил защищая Веру и Отечество, становясь заметнее многих больших городов с многотысячным населением.
Подобные «рубежи» проходят и по судьбе рода, получившего своё имя от имени города. Первый Трубецкой (правда, в его время это звучало как «трубе́́́цкий») Дмитрий Ольгердович – становится из литовского наследника настоящим русским героем. Ещё один рубеж пролёг между детьми Никиты Романовича «Косого» - Юрий Никитич стал польским подданным, а Алексей Никитич – выдающимся русским дипломатом и военачальником, спасителем своего рода для своей страны. Это по-настоящему «крёстный отец» всех российских Трубецких.
Таких семейных «рубежей» у княжеской династии будет ещё много впереди. Здесь и Пётр Юрьевич (подданный Польши, при котором в Трубчевске уничтожены православные храмы), и вернувшийся из Польши Юрий Петрович, воевода Киевский, и его сын Иван Юрьевич, последний боярин, и его незаконнорожденный сын Иван Иванович Бецкой, всех не перечесть. Практически во всех «рубежных» событиях истории Отечества можно проследить участие представителей этой княжеской династии. Вместе с Отечеством, преодолевая общие «рубежи», Трубецкие преодолевают «рубежи» и свои личные, династия растёт и продолжается.

 

XHTML and CSS.

Шаблоны joomla

Официальные страницы портала

По всем вопросам обращаться по адресу: info@olimp32.ru