logo

ЖД вокзал Брянска

Расписание поездов

Яндекс.Погода

Земля трубчевская

 

 


Главная
Часть третья (продолжение)
Добавил(а) Геннадий Соболев   

Посвятим мудрейшему Алексею Никитичу особое место в своём повествовании, а пока завершим обзор IX «трубчевского» колена династии. Итак, дети Юрия Никитича – Пётр и Александр Юрьевичи – были увезены родителями в Польшу малолетними. И, как говорится, из жёлудя берёза не вырастет, из вишнёвой косточки не жди мандарина. Воспитаны были в католической вере.
В 1634 году оба братца получают Трубчевск от отца, который, в свою очередь, получил его от Польского короля как «удельный князь» с «половиной Трубчевских земель». Случилось это по итогам очередной войны России и Польши в 1612-14 гг.
Владели Трубчевском: Пётр Юрьевич († 1644) десять лет, а бездетный Александр Юрьевич, играя здесь «вторую скрипку», мог досидеть и до 1646 г., когда город был освобождён воеводой Еропкиным.

Пётр Трубецкой за десять упомянутых лет встречается в польско-русских документах неоднократно. Для начала он разделил Трубчевск с землями на две части – для себя и брата. Оба участвуют в очередном польском походе против Москвы. В 1635 г. он получает в награду от короля трубчевские деревни – Радчино и Средние Городцы, Острую Луку и часть Радутино.
«Засветился» князь Пётр и ещё в одном документе. В «Житии преподобномученика Афанасия Брестского» в 1637-38 гг. подробно описывается история странствия преподобного Афанасия через Трубчевск, который был пограничным и тщательно охранялся. Несмотря на имевшееся у преподобного рекомендательное письмо к князю Петру Трубецкому, последний встретил его «крайне подозрительно» и «под угрозой великого наказания велел путникам возвратиться назад». Пришлось им идти в Чолнский монастырь.
А князь Пётр, камергер польского двора, продолжает получать от русских врагов милости и становится «маршалом Стародубским». Время его владения Трубчевском может быть отнесено к самым мрачным временам – при нём исчезают с трубчевских небес кресты православных церквей. Воевать с русскими храмами в средней полосе России всегда было несложно – они в основной массе были деревянными.
Даже над каменным храмом, где покоились Трубецкие, князь Пётр возводит деревянный костёл. Над православными предками – католическое надругательство.
И вот, как говорится в народе, «Бог шельму метит». Он умирает в 1644 г. и его хоронят здесь же, в Троицком соборе, рядом с предками.
Брат Александр мог ещё находиться в Трубчевске и позже, но об этом ничего не известно. А литовский дворянин Павел Солтык (не родственник ли? – мать Петра и Юрия Ульяна - в девичестве Салтыкова!) начинает строить второй деревянный костёл – на месте Трубчевской Спасо-Преображенской церкви (точное многосмысловое название), но не успевает накрыть крышей – город окончательно переходит России. Потом здесь 45 лет будет девичий монастырь, затем каменный храм в честь Преображения Господня (сегодня в руинах – верный символ Трубчевска!).
Воевода Еропкин в 1646 г. пишет царю о том, что в Трубчевске уничтожены православные храмы, и получает указание о восстановлении оных.
А могилу князя Петра ждут неприятные события, которые трудно оправдать, но можно понять. За все его католические злодеяния на исконно православной земле 12 февраля 1646 г. брянский ратник стрелец Лукашка «ободрал гроб князя Петра Трубецкого», о чём донёс государю посадский человек Иван Гамов. У русских не принято такое отношение к могилам, пусть даже и не совсем приятельским. Царь, «тишайший» Алексей Михайлович, приказал виновника Лукашку «за сей проступок безщадно казнити». Однако куда дел этот Лукашка надгробие, и лежит ли сам прах князя Петра в соборе, неизвестно.
Это было последним захоронением Трубецких в Трубчевске (но не на Трубчевской земле).
После Петра Юрьевича остаётся сын Юрий Петрович (X поколение), который родился в Польше († 1679 в России), получил от царя Алексея Михайловича приглашение и вернулся на родину предков, о чём очень хлопотал брат его деда Алексей Никитич (VIII поколение). За это возвращение польский король Влади́слав IV отнял у князя Юрия наследственные владения. Но когда Юрий Петрович возмужал и предъявил королю права на отнятые земли, король иск признал и вернул ему всё, даже и Трубчевск. Однако по Андрусовскому договору (1667 г.) Трубчевск принадлежал уже не Польше, а Москве, поэтому Юрию Петровичу не достался, а владел им в это время всё тот же Алексей Никитич (с 1660 г.) И на этом поколении династии родовое гнездо навсегда утрачивается Трубецкими. Судьба разбросает их по разным городам, а позже странам и континентам.
Единственным хранителем родины предков пока ещё оставался Алексей Никитич, проживший долгую (около 90 лет) жизнь.
Этот выдающийся человек достоин отдельного повествования. Здесь же выделим лишь те его черты характера и поступки, которые нужны в данном контексте. К сожалению, данные о годе его рождения противоречивы. Одни предполагают, что он родился около 1600 года, иные утверждают о примерно 1590 г. Последнее представляется более правдоподобным, исходя из анализа дат жизни братьев и времени его естественного отхода от активных государственных дел.
Дату смерти тоже некоторые товарищи хотели бы исказить аж на 17 лет. Но тут уж достаточно доказательств о смерти князя в 1680 году в Чолнском монастыре. Он начал службу при дворе в год Деулинского перемирия (1619 г.). После 8-летнего пребывания подле царя он назначается воеводой и проводит ряд лет в этой должности в Тобольске, Астрахани, Туле. С 1645 г. после смерти Михаила Фёдоровича и вступления на престол Алексея Михайловича карьера Алексея Никитича резко идёт вверх. Через год он становится боярином и дворецким, проявляет неординарные способности в дипломатии, что отмечает новый царь и назначает его в 1647 г. послом при переговорах с Литвой, в 1648 г. – с Литвой и Швецией.
Вершиной его дипломатической, да и военной, деятельности являются события присоединения Украины к России в 1654 г.
До этого в1646-48 гг. по Украине прошёл ряд восстаний казаков против Польского засилья, Богдан Хмельницкий был избран гетманом. Вначале успех был на стороне войска Хмельницкого, но поляки собрали большие силы и подавили казаков под Берестечком.
После подписания вынужденного перемирия с Польшей под Белой Церковью и, не видя иного политического решения своих проблем, Хмельницкий с соратниками решили обратиться к России за помощью и вхождением в её состав.
Московский царь поручил Алексею Никитичу возглавить переговоры с Хмельницким, а также разработать необходимые статьи договора так, чтобы они отвечали интересам страны, что Трубецкой выполнил блестяще, получив в награду наместничество в Казани и звание ближнего боярина.
Отношения Алексея Михайловича и Алексея Никитича становятся особо доверительными, что видно из царской переписки с князем.
Естественно, что Польша не захотела просто так расстаться с «украинским лакомым куском», и союз двух братских народов ждали впереди серьёзные испытания.
В 1654 году был предпринят удачный поход русского войска с царём против происков поляков, тогда же был подписан мирный договор, по которому Малая и Белая Россия оставались за царём.
В 1656 году талант Трубецкого нужен на другом направлении. Шведы, как и поляки, постоянно мечтавшие о русских землях, вторглись в Россию. Было собрано войско, которое возглавил Алексей Никитич, решивший и эту задачу, взяв город Юрьев.
В этом же, 1656 г., умирает Богдан Хмельницкий, и главенство над украинскими казаками переходит к его сыну Юрию, молодому и неопытному. Его шурин Виговский, поддерживаемый Польшей и Крымским ханом, обманув часть казачества, становится гетманом. Другая часть вновь обращается к Москве за помощью.
Алексей Никитич во второй раз назначается царём спасать Украину и возглавляет русское войско в 1659-нач.60 гг. Под Конотопом его ожидали испытания. 15-тысячное русское войско, неспешно осаждавшее город, подвергается нападению превосходящих сил Виговского и крымских татар, и вынуждено отступать до Путивля. Перегруппировавшись, Трубецкой пошёл на Черкасские города Малороссии и брал их один за другим. Бывшие приверженцы Виговского присягали на верность Москве. Не только полководческий, но и, главное, дипломатический талант проявил князь в этом походе, особенно в Переяславле, где он искусством дипломатии «сложил пасьянс» в пользу Москвы. В октябре 1659 г. был подписан ещё один договор с казаками, который подтверждал договор 1654 г. и добавлял несколько статей, ещё более укреплявших позицию Московского царя.
В 1660 г. за успешное окончание малороссийских дел «тишайший» подарил князю Алексею Никитичу (помимо увеличения оклада, шубы, кубка, прочих наград) прародительскую вотчину город Трубчевск (Трубецк) и титул «Державца Трубчевского».
Через год, в 1662 г. в Москве происходит крупное народное волнение – Медный бунт. Верному слуге и другу царь поручает и эту головоломку. С подобными «внутренними» проблемами всегда справляться непросто. Вопросы нравственности и вероисповедания выходят чуть ли не на первый план. Именно поэтому деликатную проблему должен решить ближайший и надёжный соратник. Надо ли сомневаться, что и здесь князь оказался на высоте.
Давайте окинем взором ряд лет с конца 40-х до начала 60-х XVII в. Сколько выпало на его долю испытаний, решений важных государственных, ключевых вопросов. Даже для сегодняшнего стремительного времени подобный напряжённейший, с колоссальной ответственностью график смогли бы потянуть единичные политики самого высокого уровня.
Не забудем и другой цифры – князю уже за семьдесят. А медицинское обслуживание далеко от уровня нынешней кремлёвской медицины. Надежда - только на личное природное здоровье.
В 1663 г. князь отходит от активных дел. Это дает повод П.Долгорукову утверждать, что Алексей Никитич умер в 1663 г. Но не таков был крепыш Трубецкой. У него впереди ещё столько событий, что никакому Долгорукову и не снилось.
В истории села Гребнево (подмосковное Фрязино) можно прочесть, что после смерти жены Дмитрия Тимофеевича Трубецкого Анны Васильевны в 1655 г. селом владел Алексей Никитич Трубецкой. А он, в свою очередь, отдал его в 1663 г. внучатому племяннику, вывезенному из Польши, Юрию Петровичу.
Но при дворе он не забыт. И, хотя не принимает участия в боевых действиях, продолжает оставаться главнокомандующим русским войском в польской войне до 1667 г., когда подписывается Андрусовское перемирие.
В 1669 г. умирает его жена, Екатерина Ивановна Пушкина. Брак был бездетным. После её смерти набожный Алексей Никитич всё чаще задумывается о вечном, примеряя мысленно иноческую судьбу.
Проводя всё больше времени в Трубчевских землях, управлявшихся от его имени его доверенным лицом, наш «Державец Трубчевский» увеличивает своё внимание церковным делам этой земли. После польско-литовских притеснений православия (под которые попал и преподобный Нил Столобенский, некоторое время живший в земляной пещере под Трубчевским Троицким собором), князь жертвует свои средства на переустройство храмов.
После католиков в Троицком соборе и храмах Чолнского монастыря осталось множество литовских и польских икон, в частности, с изображениями коронованной Богородицы, что было нетипично для православной России того времени, сохранялась литовская звонница у Чолнских стен.
Алексей Никитич, будучи крупнейшим землевладельцем в стране и имевший большое состояние, направляет часть средств на благоустройство трубчевских храмов и прежде всего Троицкого собора, а также в Чолнский монастырь, внимание которому будет уделять до последних дней жизни.
Ещё в 1654 г. при взятии у поляков Мстиславля (на Могилёвщине) Алексей Никитич «взял в плен и вывез в Россию» замечательного мастера ценинных (изразцовых) дел и иконописца Степана Иванова (Полубеса). В 1667 г. по просьбе патриарха Никона, с которым князь Трубецкой был в дружеских отношениях, последний отдаёт Полубеса «в аренду» на несколько лет. Мастер переезжает в Москву, где становится широко известен по высокохудожественным изразцовым фризам и панно при оформлении храмов в Новоиерусалимском, Иосифо-Волоколамском, Солотчинском монастырях и многих храмах Москвы и Подмосковья. Спрашивается, где жил и работал знаменитый ценинник и иконописец между 1654 и 1667 гг.? Весьма вероятно, что изразцы Полубеса могли украшать строения Чолнского монастыря или Троицкого собора.
Часть собственных средств А.Н.Трубецкой направляет пустыни в честь преподобного Нила Столобенского (о. Селигер). Этот акт о многом может рассказать пытливому уму. Дело в том, что в житии преподобного Нила нет конкретного упоминания о его пребывании в Трубчевске (XVI в.) и о католических притеснениях. Однако в городе сохраняется легенда о жизни преподобного в пещере соборной горы, у родника, позже освящённого в его честь. О том, как, по одним данным, он был обижен рыбаками, а по другим, что более вероятно, поляками-католиками. И встав на камень, преподобный уплыл на нём против течения Десны на север от Трубчевска. Здесь много лет (вплоть до сер.XX в.) находилась часовня, а ныне освящённая купель и родник св.преп.Нила Столобенского, которого очень почитают в Трубчевске.
Князь Алексей Никитич этим самым актом внимания к Ниловой пустыни «даёт нам сигнал» о большой степени вероятности и правдоподобности событий, хранимых в народном предании. Патриот родной земли, жертвуя средства на Нилов монастырь, тем самым как бы просит преподобного простить свой Трубчевск за происшедшие события. Вновь он прибывает ко двору в 1672 г. на крестины младенца Петра I.
В это время все его мысли уже направлены на спасение собственной души в лоне православной церкви. Ему уже не нужны ни богатства, ни земли с крестьянами, ни титулы. Своему крестнику Петру I он возвращает Трубчевск, дома в Кремле и прочее – внучатому племяннику Юрию Петровичу. К тому времени Юрий Петрович, крещёный родителями католиком, возвращается в православную веру.
В январе 1676 года умирает любимый царь, «тишайший» Алексей Михайлович. Править страной станет его сын Фёдор Алексеевич. Обо всём подумал и позаботился Алексей Никитич.
Как патриот своего Отечества, он сделал всё для сохранности её территории, присоединения к России братской Украины. Как «Державец Трубчевский», он восстановил православные храмы древней русской земли, уважил память преподобного Нила Столобенского. Как патриот своей семьи и рода, не имея потомства и видя возможность прерывания фамилии в России, он вывез из Польши внучатого племянника Юрия Петровича, восстановив связь России и Трубецких.
Имея огромное состояние, множество званий и титулов, он не был повержен гордыней.
На тот свет, как известно, богатства не заберёшь. Его поступки последних лет свидетельствуют о глубокой нравственности и высоком православном мировоззрении. Пожертвовав всем имуществом, восстановив храмы и монастыри, принял иночество, сделал главным свом оружием молитву.
Много лет Архимандриты Киево-Печерской Лавры обращались к Московскому царю с просьбой отдать Чолнский монастырь Лавре. Пока в Трубчевске был А.Н.Трубецкой, монастырь продолжал оставаться в своём статусе.
И вот, наконец, Алексей Никитич удаляется в Чолнский монастырь и проводит там последние дни своей жизни. Здесь под монашеским именем Афанасий он тихо скончался в 1680 году. Было ему около 90 лет.
В этом же году царь Фёдор Алексеевич даёт жалованную грамоту киевскому Архимандриту Иннокентию Гизелю с братией, по которой «обитель Рождества Христова Чолнский монастырь, который в Трубчевском уезде, со всяким монастырским строением и с заводы и со крестьяны и со всеми угодьи, что к тому монастырю изстари надлежит, имеет быть к Киево-Печерскому монастырю…» на долгих 106 лет.
Хотелось бы заострить внимание читателя на следующем. В словарях и энциклопедиях, которые, что-то правильно осветив, обязательно «наследят кривдой» («всё врут календари» - не я сказал), читаем, что при Иване Грозном Трубецкие (указываются те или иные представители династии) потеряли «свой удел». Не хотелось бы спорить о юридических тонкостях и о терминологии.
Трубчевск, даже переходя от Москвы к Польше и обратно в период с 1372 по 1672 гг. постоянно управлялся Трубецкими, кем бы они ни назначались этими самыми управляющими – Московским царём или Польским королём. И даже 1672 г. – дата скорее официальная, чем реальная. Алексей Никитич ещё 8 лет пребывал в Трубчевске, восстанавливая Троицкий собор и Чолнский монастырь до своей кончины в 1680 г.

 

 

XHTML and CSS.

Шаблоны joomla

Официальные страницы портала

По всем вопросам обращаться по адресу: info@olimp32.ru